С 1 по 11 сентября в Томске проходила Международная Школа молодых ученых
«Вычислительные и информационные технологии для наук об окружающей среде» (CITES 2003), совмещенная с одноименной Международной конференцией.
Организаторы школы:
Сибирский центр климато-экологических исследований и образования (Томск)
Институт оптического мониторинга СО РАН (Томск)
Институт вычислительной математики РАН (Москва)
Томский государственный университет
Томский университет систем управления и радиоэлектроники.
В Организационный и Программный комитеты школы и конференции вошли 20 известных ученых из ведущих научных центров России, СНГ, Европы и мира.
Проведение Школы поддерживалось грантом 5 Рамочной Программы ЕС и Национальным комитетом Международной геосферно-биосферной программы.
Стратегически Школа была нацелена на смягчение негативных последствий сложившегося в стране разрыва поколений в науке. Не секрет, что в сейчас средний возраст сотрудников НИИ около 50 лет и в них, практически, отсутствуют 30-40-летние специалисты. Эту проблему нужно решать именно сейчас, пока в стране еще есть кому учить научную молодежь. Если эту проблему не решать, то вполне может случиться так, что научными «полками» будут командовать в спешке подготовленные «лейтенанты».
Особенно важно не допустить этого в науках об окружающей среде. Если о причинах наблюдаемых климатических изменений еще можно спорить, то антропогенная модуляция климатического сигнала является уже установленным фактом. Специфика рассматриваемых процессов и их взаимосвязи предопределяют необходимость проведения мультидисциплинарных исследований и особую роль вычислительных и информационных технологий, являющихся не только инструментом выполнения научных исследований в этой области, но и, по сути, образующих ее каркас. Все это вместе накладывает особые требования к научной смене, к ее кругозору и профессионализму. Немалую роль здесь играет и тот факт, что как идущие в окружающей среде процессы, так и вмешательство в них, могут изменить жизнь многих людей. Поэтому практические приложения фундаментальной науки особенно востребованы обществом. Выбранный Оргкомитетом формат Школы был нацелен на то, чтобы молодые ученые не только получили новую информацию от ведущих специалистов страны и мира, работающих в этой области, но и научились применять полученные знания для решения практических задач моделирования переноса загрязнений в городской атмосфере.
Школа молодых ученых открылась в День Знаний, 1 сентября, в конференц-зале Института оптического мониторинга СО РАН. Более 70 молодых ученых из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Грузии собрались в Томске для того, чтобы получить новые знания о последних достижениях и важнейших результатах, полученных в этом бурно развивающемся направлении. Сибирское отделение РАН было представлено 44 «школьниками» из Улан-Уде, Ангарска, Красноярска, Томска, Новосибирска, Барнаула. Европейская часть России была представлена участниками из Москвы, Санкт Петербурга, Архангельска и Ижевска. В течение первого дня работы с вводными обзорными лекциями выступили: Председатель Программного комитета, директор Института вычислительной математики РАН (Москва) академик В.П. Дымников (лекции «Проблемы моделирования климата и его изменений. Математическая теория климата» и «Чувствительность климата»), главный научный сотрудник того же Института академик В.В. Воеводин (лекции «Параллельные вычисления» и «Интернет и образование»), директор Института системного программирования РАН (Зеленоград) член-корр. РАН В.П. Иванников (лекция «Современные информационные системы и теория программирования»).
Далее, параллельно с курсом лекций по информационно-вычислительным технологиям для наук об окружающей среде (проф. Е.П. Гордов и к.ф.-м.н. А.З. Фазлиев, Томск), физике климата (член-корр. РАН В.Н. Лыкосов, Москва), моделированию процессов переноса загрязнений в городской атмосфере (проф. А.В. Старченко, Томск), участники Школы начали выполнять практические задания по математическому моделированию переноса примесей в атмосфере Томска в различных метеорологических ситуациях. Практические занятия проходили в компьютерных классах одного из организаторов мероприятия - ТУСУРа. Для выполнения расчетов использовались современные высокопроизводительные вычислительные кластеры ТГУ и ИОА СО РАН. По завершении образовательно-тренировочного цикла «школьники» выступили с 15-ти минутными докладами, подготовленными по результатам практических занятий. Все участники Школы получили сертификаты с перечислением прослушанных ими курсов и результатами оценки выполненного задания.
Благодаря грантам спонсоров, в первую очередь Программы ИНКО ЕС, Оргкомитет оказал частичную или полную финансовую поддержку всем участникам Школы.
С 8 сентября началась работа Международной конференции по вычислительным и информационным технологиям для наук об окружающей среде, которая завершилась 11 сентября. В Программе конференции было 4 секции: Базы данных атмосферных наблюдений, Физика климатической системы, Фундаментальные и прикладные информационно-вычислительные системы, Городская и региональная атмосфера: от моделирования к мониторингу и оценке риска. В ее работе, помимо «школьников» приняли участие более 50 специалистов из России, СНГ и дальнего зарубежья. Официальными языками конференции были русский и английский. В рамках конференции, помимо стандартного набора из приглашенных и обычных докладов ведущими в этой области специалистами были прочитаны одночасовые приглашенные лекции о самых новых и самых свежих результатах полученных ими и их коллективами. Среди приглашенных зарубежных лекторов были директор MEDIAS-France Ж. Беньи, руководитель проекта ЕС по изучению углеродного цикла в Сибири проф. М. Хайман (Германия), ведущий сотрудник Института физики климата и атмосферы др. Д. Анфосси (Италия), зав. Лабораторией Института космических исследований проф. Э. Закарин (Казахстан). Специалисты Сибирского отделения также внесли свой весомый вклад в образование научной молодежи. В частности, с приглашенными лекциями выступили: чл.-корр. РАН М.В. Кабанов и профессора Е.П. Гордов и В.А. Крутиков (ИОМ СО РАН, Томск), профессора В.И. Кузин, и В.В. Пененко (ИВМиМГ СО РАН, Новосибирск), профессор К.П. Куценогий (ИХКиГ СО РАН, Новосибирск). Европейская часть России была представлена приглашенными лекторами из Москвы: проф. А.С. Гинзбург (Институт физики атмосферы РАН) и проф. А.В. Кислов (Географический факультет МГУ).
Помимо научной программы участники конференции ознакомились с Томском и его историей, а также с живописными томскими окрестностями.
Судя по первым откликам участников Школы и Конференции, выбранный нами формат оказался полезным как для молодых, так и для именитых участников этого научно-образовательного мероприятия. Конечно, одна, пусть и очень успешная акция, не сможет решить острейшую проблему смены поколений в науке на постсоветском пространстве. Для этого потребуется много согласованных усилий практически всех ученых. Мне приятно отметить, что недавно созданный Сибирский центр климато-экологических исследований и образования, работающий как Международный исследовательский центр СО РАН, уже внес свой вклад в ее решение, а ведущиеся в настоящее время пред-контрактные переговоры по новому гранту уже 6 Рамочной Программы ЕС позволяют надеяться, что вслед за ним последуют и новые вклады от новых инициатив.
Председатель Оргкомитета,
Директор Сибирского центра климато-экологических исследований и образования,
Профессор Е.П. Гордов